Сергей Иванович Белаш: талантливый учитель, интересный человек, душа компании…

IMG_7543В средней школе №1 работает интересный педагог, сделавший для развития образования района очень много. Он не только талантливый учитель, воспитавший не одного дипломанта районной и областной олимпиады по физике, бывший директор Заостровечской СШ и лицея г.Клецка, вложивший в эти учреждения много сил и души, но и очень разносторонняя личность, общение с которым доставляет удовольствие.
К сожалению, я не работала с Сергеем Ивановичем Белашом в одном коллективе, но много слышала об этом человеке от учащихся, своих коллег по лицею и от учителей Заостровечья. Поэтому, идя на встречу с ним, была готова к разговору, но и представить себе не могла, насколько он заряжает энергией и в какой мере переживает за школу. Мы говорили более двух часов об образовании, учителях, детях, своей работе.

О профессии и о себе
Значительное место в жизни Сергея Ивановича занимает Заостровечье: в этой деревне прошло его детство, здесь он получил аттестат зрелости, сюда стремится его душа. С этого и началась наша беседа.
– В мои школьные годы в Заостровечской СШ работал сильный коллектив, который давал ученикам крепкие знания, – вспоминает мой собеседник. – В 10 классе физику у нас начала вести Л.П.Воробьева. Молодая, она настолько сумела увлечь всех своим предметом, что о другой профессии я уже и не мечтал. Не подготовиться к уроку было стыдно, а физика стала моим миром.
Через годы Сергей Иванович сам даст такой же толчок другим будущим учителям. А пока он поступает в Минский государственный педагогический институт имени М.Горького, после окончания которого первым местом работы молодого физика становится Рассветовская СШ. О чем он думал, идя на свой первый урок?
– Единственная мысль – как взять в руки детей, как удержать на уроке дисциплину, чтобы ребята были готовы усвоить знания. Затем начал работать над собой и развиваться как учитель, – признается Сергей Иванович.
Титанический труд был ему присущ всегда, а со временем пришел и опыт. Эти две составляющие сделали его одним из сильнейших физиков в районе. Сергей Иванович и сегодня считает, что дать ученикам крепкие знания может только тот педагог, который строг и требователен. Знает точно, что детям никогда нельзя врать, выставляя им завышенные отметки. Он не жестокий педагог, а жесткий. Разницу чувствуете?
И.П.Уласевич, бывшая ученица Рассветовской школы, вспоминает: «У меня была не столько любовь к физике как науке, сколько любовь к манере преподавания предмета, который вел этот учитель. Когда его забрали в армию, старшеклассники на крыльях доски не единожды писали: «Верните нам Белаша!»
Учитель никогда не позволил себе прийти на урок неподготовленным, со всеми техническими новинками на «короткой ноге»: применяет в своей работе компьютер, интерактивную доску, электронные книги, очень много читает и постоянно чему-то учится.
– Сергей Иванович, Вы обладаете редким даром заметить талантливого ребенка и помочь ему раскрыться. Николас Торочков, Настя Донец – это учащиеся, которые принесли Вам, школе и району дипломы областной олимпиады по физике. Не могу не спросить о секретах Вашего мастерства.
– У меня нет особых секретов в выявлении способного ребенка и в его подготовке к олимпиаде. Только тяжелый, упорный каждодневный труд способен творить чудеса. На районную и даже областную олимпиады можно «натаскать», но, если ученик сам не работает, не горит желанием достичь большего, даже самый сильный учитель ничего не может сделать. С Николасом и Настей я начинал работать с седьмого класса. Три года кропотливого труда, а дипломы – его результат.
В течение всего нашего разговора за стеной лаборантской с восьми часов утра занимался Андрей Костюкевич, надеемся, будущая звездочка Сергея Ивановича. У этого ребенка есть все шансы стать дипломантом: с шестого класса на районной олимпиаде он не один год первый. В течение нескольких часов разговора учитель заглядывал в кабинет и инструктировал ученика о выполнении следующего задания.
О прошедших десятилетиях он говорит с удовлетворением. 16 лет руководил Заостровечской СШ и три года возглавлял лицей г.Клецка. Каждому из этих учреждений образования принадлежит частица его сердца. Он с гордостью рассказывает о них, и у него на это есть право: это два его детища, а вклад С.И.Белаша в их жизнь не оценим: Вспоминая о своей работе в двух коллективах, он ни разу не произнес «я», в его речи постоянно звучало «мы». Внимательно слушая его, про себя отметила: он помнит все и всех.
– Для меня каждый день и год был по-своему интересным. Четко помню то, чем были заняты коллективы этих учреждений образования, как воплощали в жизнь все совместные проекты.
О детях
Сегодня Сергей Иванович погружает в мир физики учащихся средней школы №1. Легко ли ему работать с современными детьми? На минуту задумывается и отвечает. С детьми работать легко, с родителями – трудно. Сегодня не каждая семья понимает важность качественного образования, для многих важнее оценка. Сергей Иванович вспоминает случай, произошедший когда-то с ним в школьные годы. Придя домой, он позволил себе не очень корректно высказаться об одном из учителей. Отец, внимательно выслушав сына, молча снял со стены ремень и хорошенько прошелся им пониже спины своего чада. И мальчик на всю жизнь запомнил: учитель – это святое. И, что бы ни думали его родители, они никогда не позволяли себе неуважительно отзываться о педагогах. Сегодня, к сожалению, происходит обратное.
– Чем Вы любите заниматься в свободное время? – перевожу беседу в новое русло и снова слышу в ответ удивительные факты.
– Когда оно есть, отдаюсь любимым делам, тем, к чему лежит душа. Чтению отведена значительная часть моего времени, когда-то увлекался танцами и даже вел кружок. В студенческие годы танцевал в хореографическом коллективе «Веснянка» и принимал участие в открытии и закрытии олимпийских игр в Москве в 1980 году. В какой-то период своей жизни занимался рисованием, сейчас это занятие забыто.
А еще его лирическая душа выплескивает свои чувства в пьесах и юморесках, которые в минуты вдохновенья появляются на свет и ждут своего часа быть увиденными и услышанными. Не хочет принципиально ехать на юг, потому что и в Беларуси есть чем полюбоваться. Какое удовольствие доставляет ему упасть летом в полынь и вдыхать аромат луговых трав. А на зорьке во время сенокоса не стыдится нарвать букет васильков, быстро привезти их домой и положить у изголовья еще спящей жены.
Большая часть его времени принадлежит собственным детям. Их у Сергея Ивановича четверо. «Мужики!» – с гордостью говорит он.
– Чему Вы хотите научить сыновей?
– Старших – простой житейской истине: терпение и труд все перетрут. Мне стареть некогда: младшие еще очень маленькие и требуют много внимания. Больше всего хочется, чтобы дети были здоровыми и выросли толковыми людьми.
Коллеги и бывшие ученики о С.И.Белаше
Те, кто работал вместе с ним, готовы говорить об этом часами. О.Н.Брановицкая, психолог и куратор по экологии Заостровечской СШ в 1998-2004 г.г., как и педагоги обеих школ и лицея, просто не могла остановиться, взахлеб рассказывая о нем. По единодушному мнению, он является творческой личностью. Его натура, обладающая нестандартным мышлением, сродни художнику: всегда требует самовыражения и не может терпеть, когда ее загоняют в рамки.
Сергей Иванович был не просто директором, а кладезем и рупором идей, стремящимся во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. Он увлекал идеями, находил в коллективе нескольких единомышленников, а затем заряжал весь коллектив. Будучи холериком, мгновенно выплескивал свои эмоции, иногда на повышенных тонах, но его все понимали и стояли за него горой. С годами он стал менее категоричен, более мягок, чувствителен.
А чего стоит реализация всех его помыслов в Заостровечской СШ! Сады теней, камней, чувств, горный ручей, географическая площадка, зоосад, пчельник – всего и не перечислишь, что придумал и воплотил этот энергичный человек. Я слишком хорошо помню свои собственные впечатления от увиденного в Заостровечской СШ, это и поражает, и восхищает одновременно.
Директор заразил своих учеников ландшафтным дизайном. Трое из них стали специалистами в этой области. Сейчас многие бывшие учащиеся школы занимаются благоустройством домашних территорий. Голубика стала культивироваться в Заостровечье только благодаря С.И. Белашу: дети, став взрослыми, начали ее выращивать.
Первые лицейские классы в районе были открыты в Заостровечье благодаря ему, это был филиал областного лицея. Здесь учились и жили ребята со всего района. Его заслуга еще и в том, что во время реорганизации УПК добивался, чтобы он сохранился при школе и старшеклассники могли получить профессию. Он делал свое учреждение образования интересным для всех: учеба, экология, музыка, изобразительное искусство, профориентация – выбирай, чего хочет твоя душа.
Чаще всего люди рассказывают такие случаи. В Заостровечской школе, а затем и в лицее работали над оформлением газонов. Чтобы дело шло веселее, включили музыку. Трудились долго – и взрослые, и дети устали. Сергей Иванович отдает распоряжение работникам столовой приготовить чай, бутерброды, булочки для всех и сам приглашает к столу. Этим субботники и запомнились. Почувствовать общее настроение директор умел всегда, за это его ценили и уважали. Он засиживался на работе допоздна, порой уходя домой глубокой ночью. Как он умел убедить педагогов и детей, увлечь их и загрузить работой, это не поддается объяснению.
Коллеги из первой школы однажды спросили Сергея Ивановича, что бы он сделал, будучи директором. Он ответил: «Поменял бы крыльцо», а через некоторое время учреждение образования открыло свои двери со стороны улицы Победы. Дальновидность и расчет на много шагов вперед в крови у этого человека. Он ничего не делает наобум, все у него подвержено тщательному анализу и взвешиванию.
Сегодня он реализует себя на учительском поприще. Каждый урок физики и астрономии тщательно продуман от начала до конца и никогда не похож на другой, а начать учебное занятие стихотворением может только лирик. Его кабинет в первой школе – настоящий ботанический сад: буйство зелени сразу же привлекает внимание.
Его любят дети, несмотря ни на что. Если шестиклассники и их родители узнают, что физику у них будет вести Сергей Иванович, тут же спрашивают, когда ему на пенсию: страх перед его строгостью пересиливает все на свете. Проходит время, и старшеклассники хотят учиться только у него. Дети говорят, что благодаря Белашу сдают тесты по физике без репетитора. «Все, что мы учили с Сергеем Ивановичем, сделали».
Как точно подметили коллеги, патриотизм – одна из ярко выраженных черт его характера (не сочтите за пафос!): любовь «да родных каранёў” впитана с молоком матери. Это не только восхищение вместе в коллегами природой во время уборки картофеля, стихи, постановки патриотической пьесы по собственному сценарию, но и создание музея деревни Заостровечье – такая глыба тоже оказалась по силам Сергею Ивановичу.
Традиционным для педагогов первой школы стало чтение на 8 Марта и День учителя юморесок собственного сочинения. На День самоуправления все знают, если на линейке вызван С.И.Белаш – значит будет весело, ведь он настоящий артист.
Сергей Иванович – душа компании. Он держит в тонусе женскую половину коллектива, где сейчас трудится. На работу идет как на праздник: всегда костюм, галстук – одним словом, настоящий джентльмен.

Человек славен делами. Эта житейская истина, как никакая другая, на мой взгляд, четко характеризует педагога. Очень сложно в рамках одной статьи уместить все мнения и впечатления людей,
работавших в разное время с С.И.Белашом. Одно бесспорно: Сергей Иванович – человек, обладающий огромной энергетикой, высоким интеллектом и любовью к своей работе. О нем можно с уверенностью сказать: директор и учитель в нем не умрут никогда. Пока в школе есть такие люди, за нее можно быть спокойной.

Татьяна Шклярик.
Фото Александра Абрагимовича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *